Пречистая

ort_palomnik


Православный паломник


Previous Entry Share Next Entry
Храм Ильи Пророка
юзер крест
avdy_san wrote in ort_palomnik
Оригинал взят у vladimirdar в Храм Ильи Пророка в Ярославле. Золотое Кольцо России.
Церковь Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
Всего 72 фото

Церковь Ильи Пророка была последней достопримечательностью Ярославля, где мне посчастливилось побывать в этот светлый день. Это великолепный белый храм на центральной площади древнего Ярославля - выдающийся памятник знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранивший почти полностью свой первоначальный облик. Редкая по красоте церковь Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих любителей и знатоков древностей, художников, ученых и, конечно, туристов.

Она интересна не только тем, что находится в самом центре современного Ярославля, но и тем, что возведена в 1647-1650-х годах на средства граждан города, богатейших и именитых ярославских купцов братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными, которые занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями. Братья являлись поставщиками товаров для царского, патриаршего дворов и были лично знакомы с первыми Романовыми - царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем.

Церковь была построена на скрипинском подворье, которое в те времена было расположено в самом центре Земляного города, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. Рядом с подворьем стояли две деревянные церкви - холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Только после перепланировки улиц Ярославля в конце XVIII столетия Ильинская церковь оказалась на открытой для обозрения площади - Ильинской, а потом уже и Советской.

02.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

О братьях Скрипиных - строителях этого замечательного храма известно не много. Они знали грамоту - об этом свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончании строительства Ильинского храма. Кроме того, купцы обладали художественным чутьем и вкусом, были знакомы с творчеством лучших мастеров из разных русских городов.

Ильинская церковь поистине стала их любимым детищем. Братья руководили возведением храма и его украшением на всех этапах трехлетнего строительства. К завершению строительства храма патриарх Иосиф, с дозволения царя Алексея Михайловича, даровал Скрипиным редчайшую священную реликвию - частицу ризы Христа, которую в 1625 году посол персидского шаха Аббаса торжественно вручил в Москве патриарху Филарету. Получив столь значимую не только для прихода, но и для всего Ярославля святыню, братья произвели перестройку церкви и возвели шатровый Ризоположенческий придел. Он на фото ниже справа.
03.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Украшение церкви было также выполнено братьями необычайно богато. В состав центрального иконостаса вошли три иконы XVI века, остальные были заказаны ярославской и костромской артели. Храм украсили и любовно собранные Скрипиными иконы домашнего моления, которые располагались в центральном храме и Ризоположенческом приделе. Большинство икон имели великолепное убранство: серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Не менее роскошными были и церковная утварь, облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Освещали центральный храм большое медное паникадило (центральная церковная люстра) весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый. На колокольне Скрипиными было поставлено 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни - «от меньших зазвонных до пятого колокола, что прежде был благовестный». Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
04.
Храм Ильи Пророка в Ярославле

Фото Храма Ильи Пророка в Ярославле Прокудина-Горского. 1910. Библиотека Конгресса США. Источник.

Скрипины позаботились о содержании храма. Там они устроили и свою домовую церковь, с расположенной под ней семейной усыпальницей, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни Скрипиных. Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. Всего же в родовой усыпальнице восемь захоронений и семь надгробий.
05.
Церковь Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Работа над отделкой храма продолжалась и после смерти братьев на протяжении второй половины XVII - начала XIX века. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма.

В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы - Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.
06.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Архитектурный облик Ильинской церкви сохранился без больших изменений.  Первые перестройки коснулись кровли - изначально храм имел декоративное позакомарное покрытие, которое в начале XVIII века заменили четырехскатной тесаной кровлей. Центральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни - зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю. Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изменена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами «яко ненужные» и кирпичная глава.
07.
Церковь Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839-м, 1843-м, 1846-м, 1853-м и 1871-м годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. Однако к концу XIX века церковь сильно обветшала, и в начале XX века в ней начали проводится большие реставрационные и ремонтные работы по инициативе и на средства ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.
08.
Ограда Храма Ильи Пророка в Ярославле

После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка не избежала участи многих русских храмов и была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей. Церковь Ильи Пророка была открыта для посетителей до начала 1930-х годов.

Этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами необычайно красив. Это сложное по композиции здание соединяет в себе главный храм во имя Ильи Пророка, небольшой северный придел, южный Покровский придел с трапезной и увенчанный шатром придел Ризоположения.
09.
Храм Ильи Пророка в Ярославле

1 - Главный Храм Ильи Пророка и центральный иконостас
2 - Северный придел
3 - Дьяконник алтаря храма
4 - Южный Покровский придел с трапезной
5 - Придел Ризоположения
6 - Колокольня
7 - Галереи
8 - Придел Гурия, Самона и Авива
9 - Западное крыльцо галереи храма

10.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Основной куб храма опоясан галереей с крыльцами и приделами, к нему примыкает стройная колокольня. Его композицию дополняют два великолепных белоснежных шатра - на колокольне и приделе Ризоположения. Пятиглавие основного четверика доминирует над приделами, колокольней и окружающими зданиями. Первоначально двухъярусная галерея храма была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные "крыльца" на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой - рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо - более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.
11.
Настенные росписи Ильинской церкви в Ярославле

Каждая из построек храмового комплекса не теряет своей самостоятельности. Благодаря своему сложному, не симметричному построению здание выглядит по-разному с разных точек обзора. Главы крыты черепицей, состоящей из отдельных чешуек. Ромбовидные чешуйки накладываются одна на другую и приклепываются железными гвоздями, приходящимися в швы железной кладки.

Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов. Удлиненный шатер придела Ильинской церкви очень изящен. Его декор - гурты с перевязками, идущие вдоль ребер, создает определенный ритм скольжения верх. Шатер колокольни по сравнению с придельным более приземист, но более декоративен. Ярусы «звона» и «слухов», необходимых для усиления звука, украшают шатер своим богатым убранством. Фасады главного четверика оформлены скромнее, с явным акцентом на выделение более значимого - западного фасада. Западный фасад подчеркивается шатрами, фланкирующими его с двух сторон. Задумана была церковь Ильи Пророка конструктивно близкой к ранним ярославским храмам, величественной, гармоничной и нарядной.

Фрески - главное украшение Ильинской церкви - представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.

Западная галерея
12.
Галерея Храма Пророка Ильи в Ярославле

Они написаны в два летних сезона 1680-1681 годов знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным «со товарищи», среди которых были и ярославские мастера. В числе работ прославленных мастеров росписи Троицкого собора Даниловского монастыря в Преславле-Залесском, церкви Воскресения в Ростовском кремле, комплекса Московского Кремля, храмов Костромы и многих других.
13.
Настенные росписи Ильинской церкви в Ярославле

Северная галерея
14.
Врата Северного придела и Северные врата Храма Пророка Ильи в Ярославле
15.
Северные врата Ильинской Церкви в Ярославле
16.
Северные врата Ильинской Церкви в Ярославле

Фрески - справа от Северных врат храма Ильи Пророка
17.
Настенные росписи Ильинской церкви в Ярославле. Справа от Северных врат.

Врата небольшого Северного придела храма
18.
Врата Северного придела Ильинской Церкви в Ярославле
19.
Северные врата Ильинской Церкви в Ярославле

Храм Пророка Ильи "сходу" поражает своей монументальностью, возвышенностью и какой-то нежной легкостью и "золотистой благостью"...
20.
Церковь Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Насыщенность храма настенными росписями, их плотность и количество сюжетов восхищают и ты, просто, забываешь о себе, других и Мире, находясь в этом Царстве Божием...) Именно в Храме Пророка Ильи особенно это чувствуется. Возможно, как раз потому, что церковь замышлялась и строилась не государством, а именно добродателями-гражданами Ярославля, что делали это с радостью и от всей души...
21.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом. Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Великолепно и подлинно реалистично изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой.
22.
Настенные росписи Ильинской церкви. Ярославль. Золотое Кольцо.

Одна из главных сцен этого «храмового» фриза церкви Ильи Пророка -  выше упомянутая «Жатва», - часть повествования о рождении сына у бедной самаритянки, внезапной смерти ребенка и чудесном воскресении мальчика пророком Елисеем, учеником Ильи. Так, например, показаны подробности купания мальчика и хозяйственных хлопот одной из служанок.
23.
Жатва. Сцена из «Деяний пророка Елисея». Фрагмент настенной росписи Ильинской церкви в Ярославле.

Центром соседней композиции, посвященной смерти ребенка, стала христоматийная сцена жатвы. В этой сцене ярче всего проявилось мировосприятие авторов росписи, их эпический подход к повествованию. Фрески величественны, как народные былины, поражают своим колоритом и обилием деталей.
24.
Жатва. Сцена из «Деяний пророка Елисея». Фрагмент настенной росписи Ильинской церкви в Ярославле.

Росписи «стелются» по стенам храма широкими полосами или фризами. Самый нижний ряд украшен так называемыми орнаментальными «полотенцами» и часто поновлялся, так как оказывался стерт одеждой прихожан.
25.
Настенные росписи Ильинской церкви. Ярославль. Золотое Кольцо.
26.
Настенные росписи Ильинской церкви. Орнаментальные «полотенца». Ярославль. Золотое Кольцо.

Кроме нижнего, орнаментального яруса, роспись делится еще на пять поясов. Своды и два верхних яруса (шестой и пятый снизу) посвящены евангельски сюжетам. Следующий - четвертый снизу - ярус иллюстрирует «Деяния апостолов». Третий снизу пояс содержит «храмовые» изображения, повествующие о житии Ильи Пророка, а второй снизу — сцены из жизни Елисея, ученика Ильи.
27.
Настенные росписи Ильинской церкви. Ярославль. Золотое Кольцо.

И в Ильинском, и в Елисеевском фризе основное место занимают изображения чудес: воскрешение мертвых, исцеления больных, помощь бедным. Но наиболее интересны в росписях не сами чудеса, а обстоятельства, в которых они происходят. Художники детально прорисовали бытовые детали, тем самым как бы приземляя, «обмирщая» религиозную тематику и предоставляя возможность воссоздать условия жизни на Руси в XVII веке.

Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма и отчасти смахивают на народный лубок. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранившейся в церкви Ильи Пророка - частице Ризы Господней. Сюжеты стенописи Ризоположенско-го придела как раз и повествуют об истории обретения Ризы и о передаче ее царю Михаилу Федоровичу.
28.
Настенные росписи Ильинской церкви. Ярославль. Золотое Кольцо.
29.
Настенные росписи Ильинской церкви. Ярославль. Золотое Кольцо.
30.
Храм Ильи Пророка в Ярославле, Церковь Ильи Пророка, Ильинская церковь, Золотое Кольцо России, Золотое кольцо, Храм Илии ПророкаИлия Пророк, Ярославль, храм, церковь, архитектура, православная архитектура, северная флоренция, ильинская площадь, Вонифатий

В храме Ильи Пророка целых пять иконостасов. Ильинский центральный иконостас по праву считается одним из лучших примеров русских иконостасов XVII столетия. Первоначально он был тябловым, т.е. состоял из четырех брусьев, украшенных травным орнаментом на серебряном фоне, на которых стояли иконы. Ныне существующий иконостас выполнен в стиле московского барокко и сооружен предположительно в 1696 году ярославским мастером Ильей Якимовым.
31.


В состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания - это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Слева от царских врат находится икона «старого мирского строения» и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
32.
Иконостас Храма Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
33.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Ряд местных икон, среди которых «Спас Смоленский» справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней - небольшая икона «Эммануил с двумя ангелами» — принадлежат к числу первоначального декоративного убранства иконостаса и упоминаются в «Книге церковного строения», составленной Скрипиными после окончания строительства храма. Их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославского художника Стефана Дьяконова и мастеров его круга.
34.
Главный иконостас Ильинского храма в Ярославле
35.
Иконы. Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
36.
Иконы. Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
37.
Иконостас. Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Царские врата
38.
Царские врата. Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
39.
Царские врата. Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
40.
Центральный иконостас. Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
41.
Центральный иконостас. Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Федоровская икона Божьей Матери
42.
Федоровская икона Божьей Матери. Ильинская церковь в Ярославле.
43.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
44.
Церковь Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
45.
Церковь Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.
46.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Примерами уникальных по форме и значению образцов деревянной резьбы в Ильинской церкви являются так называемые моленные места - своеобразные соединения надпрестольной сени и трона.
47.
Моленное место Церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.
48.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Места состоят из двух частей - квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов. По всей видимости, сень, и места выполнены одной артелью резчиков - очевидно множество общих черт как в богатстве орнаментов, покрывающих все архитектурные детали, так и в композиции и мотивах резьбы.
49.
Шатровое завершение Моленного места в Церкви Ильи Пророка в Ярославле. Резьба по дереву.
50.
Моленное место Церкви Ильи Пророка в Ярославле.
51.
Шатровое завершение Моленного места в Церкви Ильи Пророка в Ярославле. Резьба по дереву.

Элементы украшения шатра моленного места
52.
Элемент украшения шатра Моленного места. Церковь Ильи Пророка. Ярославль. Резьба по дереву.

Сейчас мы выйдем из Ильинского храма и пройдем по его галереям и, где возможно, по приделам...
На первом плане - Северные врата небольшого Северного придела.
53.
Врата Северного придела и Северные врата Храма Пророка Ильи в Ярославле
64.
Храмовые росписи у врат Северного придела Ильинской Церкви в Ярославле
55.
Храм Илии Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Западная галерея
56.
Настенные росписи Ильинской церкви в Ярославле

Здесь мы поворачиваем налево и выходим к Покровскому приделу Храма Ильи Пророка
57.
Покровский придел Храма Пророка Ильи в Ярославле
58.
Покровский придел Храма Пророка Ильи в Ярославле

Это своды трапезной Покровского придела. Для удобства я их перевернул на 180 градусов.
59.
Настенные росписи Покровского придела Храма Пророка Ильи в Ярославле

Иконостас Покровского придела.
60.
Покровский придел Храма Пророка Ильи в Ярославле

Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 году - тябловый - был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 году его заменили новым барочным. Затем, в конце XIX века барочный иконостас также был разобран и снова заменен на резной, выполненный в русском стиле русском стиле. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.
61.
Покровский придел Храма Пророка Ильи в Ярославле

Здесь мы видим редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: он включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде. Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII веке и предположительно принадлежат  кисти Федора Зубова. За правым клиросом стояла икона «Илья Пророк» XVI века, которая была местным храмов «Святой Вонифатий» второй половины XVII века. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
62.
Покровский придел Храма Пророка Ильи в Ярославле

Сейчас мы находимся в Покровской галерее...
63.
Галерея в Покровский и придел и придел Ризоположения. Храм Ильи Пророка. Ярославль.

Это врата в Придел Ризоположения
64.
Врата Придела Ризоположения. Церковь Ильи Пророка. Ярославль.

И это как раз он и есть с внешней стороны храма...
65.
Придел Ризоположения. Церковь Ильи пророка. Ярославль.
66.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
67.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
68.
Ильинская площадь в Ярославле
69.
Храм Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.
70.
Колокольня Храма Пророка Ильи в Ярославле
71.
Придел святых исповедников Гурия, Самона и Авива Храма Пророка Ильи в Ярославле


Это вид Храма Ильи Пророка со звонницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
72.
Церковь Ильи Пророка. Ярославль. Золотое Кольцо.

Храм Пророка Ильи в Ярославле восхитил во всех отношениях. Можно было бесконечно находиться в этом потрясающим душу месте, впитывая Небесный Свет,Золотистую Радость, искреннее Прощение и Божественное Принятие...

Источники:

Храм Пророка Ильи. Музей Православного зодчества.
План Храма Ильи Пророка



© Vladimir d’Ar

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Ярославль - виды города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря

?

Log in